ТРИЗ-педагогика в школе и для индивидуального обучения

Мы поговорим о направлении обучения детей, которое называется ТРИЗ-педагогика. Оно разрабатывается уже более 20 лет, и сейчас интерес к нему в связи с происходящими изменениями в мире, растет. Напомню только один факт — первая презентация Айпада прошла в 2010 году, а сегодня мы уже и не вспомним, как жили без смартфонов и планшетов. Сегодняшних детей я буду называть «сытым» поколением, родившихся условно в 2000 году. Чем они отличаются от детей 30-летней давности?

Если я еще верил родителям, которые могли сказать: будешь себя плохо вести, я обменяю тебя на хорошего ребенка, то сегодняшний ребенок, наверное, ответит так: ничего у вас не выйдет! Где вы найдете таких дураков, которые обменяют хорошего ребенка на плохого?

Особенности современных детей:

— не актуально “или учишься, или будешь на социальном дне”;

— быстрое исполнение своих желаний, не развитое терпение;

— раннее начало оценивания своей личности, отделение от общества;

— свобода — главный критерий;

— клиповое мышление;

— избегание напряжения;

— снижение уважение к учителю из-за большого информационного потока. Раньше учитель был основным источником научной информации.

Совокупность этих мотиваций уже привела к изменению во взаимоотношениях работодателей и работников. По информации “Русской школы управления”, в 2017 году многие крупные компании, в том числе Uber и «Макдональдс», отказались от выплаты зарплаты 1-2 раза в месяц и перешли на ежедневную оплату труда. Но откуда взялся этот тренд и в чем его польза для бизнеса?
Ежедневная оплата труда – это вынужденная мера, продиктованная самим обществом. От этой системы уже никуда не деться, и она будет продолжать развиваться.
Любая компания хочет удержать сотрудников хотя бы на 2-3 года, и большинство программ мотивации раньше были с отсроченным вознаграждением: 13 зарплата, бонус по результатам деятельности за год.

Но на рынок труда сейчас вышло поколение Y и выходит Z, которое не привыкло долго сидеть на одном месте и чего-то ждать: зарплаты, повышения, интересных проектов.

Для них важна быстрая реакция, а их главная мотивация – это избегание напряжения. Поколение Y не готово долго терпеть напряжение и ожидать результата. Они хотят получить отдачу от работы сразу, долгосрочные перспективы им не нужны. В этом случае ежедневная оплата – это отличный способ удержания сотрудников.
Причем эти особенности поколений Y и Z проявляются не только в оплате труда. Предыдущие поколения спокойно брали квартиру в ипотеку и машину в кредит. Для новых поколений гораздо проще снимать квартиру и использовать каршеринг. Все это тоже результат избегания напряжения.

Дети изменились по сравнению с нами, это уже нужно учитывать при их обучении.

 

(Неопределенность содержания профессий будущего и как к ним подготовить ребенка.)

Занимаясь обучением ребенка сегодня, мы так или иначе имеем в виду его взрослое будущее, и прежде всего, его будущую профессию — ее престижность, ее возможности обеспечить материально, востребованность и другие характеристики. Но где узнать про профессии, которые возникнут только через 10-15 лет и их характеристиках?

У меня лично тоже есть такая проблема. Старший сын учится в техническом вузе, и даже при этом я понимаю, что чем он будет заниматься через 10 лет — загадка и для него, и для меня, и не обязательно он будет работать по полученной специальности. Пока я решил эту проблему так — мы сформулировали умения, которыми он должен обладать по окончании ВУЗа: улучшать в десятки раз отдельные технические характеристики конкретной техники; улучшать в несколько раз эффективность технических систем; проектировать эффективные системы “человек-машина”. Про ряд инструментов, позволяющих  добиваться и таких результатов, мы расскажем в нашем цикле лекций.

Вернемся к новым профессиям.

Один из доступных массовому пользователю ресурсов по поводу будущих профессий — «Атлас новых профессий». Это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

На самом деле, точной информации о таких профессиях нет и быть не может, только прогнозы. Нельзя воспринимать информацию из атласа как 100% вероятность, это взгляд на будущее создателей атласа, и он не обязательно сбудется.

Но тогда и у педагогов, и у родителей возникает закономерный вопрос: А как же подготовить ребенка к будущим профессиям, части из которых еще нет, а другая часть очень сильно изменится ко времени вступления ребенка во взрослую жизнь?

Наш ответ такой: подготовить к конкретным будущим профессиям трудно, но можно развить определенные качества мышления, позволяющие быстро осваивать новые профессии и добиваться в них определенного лидерства.

Сделать это возможно с использованием инструментов ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики.

Давайте сейчас потренируемся в использовании одного из таких инструментов — игры на развитие вариативности мышления “хорошо-плохо”.

 

 

(Методика проведения игры “Хорошо-плохо” для развития вариативного мышления детей)

Одним из важных качеств, способствующих быстрому обучению новому, у детей будет умение оценить объект, ситуацию с разных сторон.

Для этого разработана специальная игра “хорошо-плохо”. Цель игры: найти у какого-либо предмета, ситуации, явления положительное свойство — хорошо, и отрицательное свойство — плохо. В зависимости от контекста игры свойства “хорошо-плохо” могут модифицироваться в “полезно-вредно”, “положительный-отрицательный” и тому подобное.

Игра обычно проводится в двух видах:

— ведущий и один ребенок

— ведущий и несколько детей

Давайте смоделируем игру с одним ребенком. Я буду ведущим, Виктория — ребенком, я задаю Виктории вопрос, Виктория на него отвечает.

Для игры возьмём всем известное природное явление — дождь.

«дождь — хорошо, потому что…»

«дождь — это плохо, потому что…»

Главная цель игры — понять, что у всего есть и хорошее, и плохое. И заодно на определенном этапе игры у детей возникают трудности с придумыванием и хорошего, и плохого, и это заставляет работать их мозг, вникать все глубже и глубже.

Если игра проводится с несколькими детьми, то ответы даются по очереди.

 

(Элементы школьного образования, на которые может влиять педагог.)

Но есть сложившаяся система массового среднего образования. Давайте посмотрим на нее глазами педагога, работающего в школе. Да, возможно хотелось бы изменить много чего, но есть элементы, на которые педагог сейчас, в момент своей деятельности, повлиять не может, а есть те элементы, на которые повлиять здесь и сейчас может.

Мы сосредоточимся именно на таких элементах образования. Именно в них педагог и может проявить свой профессионализм, квалификацию и поспособствовать повышению их эффективности и результативности в разных формах.

Это и способы мотивации учеников, и структура урока, организация урока, контрольные работы, проверка домашнего задания и другие. Например, педагог при организации урока может использовать задачи, которые быстрее вовлекут детей в урок.

 

Наша основная цель в цикле лекций о возможностях ТРИЗ-педагогики — рассказать об инструментах ТРИЗ-педагогики и показать, как с их помощью можно модифицировать различные элементы образования для снижения трудоемкости деятельности учителя и повышения качества обучения.

 

(Потребности образования будущего и индивидуализация обучения детей.)

Особенности мотивации, психологии и отношения к миру современных детей активно подталкивают образование к созданию для каждого ребенка собственного образования. Ребенок хочет с раннего возраста выражать свое “я”. Уже широко используется термин “индивидуальная образовательная траектория”, растет число сторонников семейного и альтернативного образования.

Образование становится, вслед за миром, более разнообразным, а требования к нему — более жесткими.

Такие изменения влекут за собой необходимость роста, а часто быстрого роста компетенций педагога как эксперта и профессионала, и необходимость применения при обучении новых инструментов, позволяющих достигать в той или иной степени индивидуализации обучения каждого ребенка.

 

(Проблемы внедрения новых педагогических теорий, методик, технологий в школе.)

Внедрение инновационных идей в образование применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В чем здесь проблема — всегда существует вопрос “А зачем это менять?”.

Для иллюстрации расскажу анекдот: лежит житель африканской страны под пальмой. К нему подходит представитель западной страны и говорит “Послушай, что ты лежишь? Сорви с пальмы бананов, отвези на рынок и продай. Тот спрашивает: А зачем? Но как зачем, на вырученные деньги наймешь работников, соберешь еще больше бананов, продашь опять на рынке. А зачем? Но как же, у тебя потом станет много денег, будешь отдыхать и ничего не делать. Да я и сейчас отдыхаю и ничего не делаю!

Есть действующая, работающая здесь и сейчас технология, учитель к ней адаптировался, ему все в ее работе понятно, он получает определенные выгоды от использования данной технологии. Например, форма организации урока. У учителя есть уже наработанные планы уроков, связанные с уроком задания, способы проверки знаний и так далее.

Вдруг некто, обычно сверху, предлагает: есть более крутой способ организации урока, будем его внедрять, то есть действующим способом организации урока вы пользоваться перестаете, а используете новый способ.

 

 

Вот здесь мы уже можем использовать навыки, полученные в игре “хорошо-плохо” — давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения учителя, чем ему это плохо. Вне всякого сомнения, у этого нового способа есть положительные стороны. Но я специально останавливаюсь на отрицательных моментах внедрения нового способа организации урока, чтобы ярче высветить проблемы внедрения нового.

Что вы увидите для себя как учителя отрицательного в этой ситуации, от чего вам будет плохо?

Прежде всего, нужно потратить время, чтобы научиться этому новому способу организации урока. Часто сам процесс обучения новому не отлажен и представляет проблему сам по себе. новый способ потребует значительной переработки имеющихся материалов к уроку, опять время и напряжение и вряд ли этот труд будет оплачен. вряд ли кто-то гарантирует, что результаты нового способа будут действительно лучше, чем у старого. А спрашивать за результат будут как в старом способе, а может и планка ожидаемых результатов еще повысится.

По сути вам говорят: старый способ, которым ты владеешь, сейчас уже плох, есть лучше — новый способ, но тебе придется сделать кучу работы с негарантированным положительным результатом, потратить на это силы и время, отказаться от понятных тебе выгод работы по старому способу в пользу предполагаемых выгод по новому способу, которые будут или нет и в каком объеме — непонятно. Согласитесь, что нежелание внедрять новое имеет объективную составляющую.

И анекдот про некоторых горе-реформаторов. «Высоко в горах чабан пасет овец. Вдруг на луг садиться вертолет, из него вылезает очень приличный молодой человек с модным портфелем, подходит к чабану и говорит: Отец, давай я посчитаю овец в твоей отаре, а ты мне за работу дашь одну овцу. Чабан согласился. Через несколько часов молодой человек возвращается к чабану и говорит: В твоей отаре 2154 овцы. Чабан отвечает: да, ты верно посчитал. Забирай овцу. Тот берет овцу подмышку и идет обратно к вертолету. Тут чабан его окликает: Постой, а ты, наверное, реформатор? Да, отец, а как ты узнал? Во-первых, тебя никто не звал. Во-вторых, ты мне сказал то, что я и сам знаю. А в-третьих, положи собаку, укусить может».

 

ТРИЗ-педагогика может помочь внедрению нового в педагогическую практику, например, с помощью инструмента “идеальный конечный результат”. Простая формулировка идеального конечного результата — что-то происходит само. Применительно к внедрению нового — учитель сам захотел применять новый способ организации урока. Для решения подобных открытых задач есть специальные инструменты, о них подробно расскажет Виктория Беркова в следующей лекции.

 

 

(ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика как источник инструментов, снижающих трудоемкость и повышающих качество деятельности педагога в школе.)

Мы предлагаем эволюционно, постепенно повышать эффективность существующих педагогических технологий с помощью инструментов Теории решения изобретательских задач и ТРИЗ-педагогики,  снижающих трудоемкость работы учителя и повышающих качество обучения.

Сначала давайте коротко расскажу о ТРИЗе, и чем ТРИЗ-педагогика отличается от ТРИЗа.

Что такое ТРИЗ:

  1. Технология поиска новых идей и решений или решения проблем
  2. Фундаментальные понятия ТРИЗ:

— человек не рождается с навыками изобретательства, он их развивает

— целенаправленное продуктивное мышление возможно

— техника, технология и другие системы развиваются на основе общих закономерностей

— есть система инструментов для поддержки и развития целенаправленного продуктивного мышления: идеальный конечный результат, ресурсы, противоречие, системный оператор, приемы изобретательства

  1. ТРИЗ — как железнодорожный состав: жесткие алгоритмы, полужесткие сцепки, вагоны можно переставлять и добавлять

 

У ТРИЗа, как у многих серьезных научных направлений, есть проблема: его нужно системно, глубоко и достаточно долго изучать, плюс техническая направленность.

Помню, когда я, не технарь, изучал базовый курс ТРИЗа: техническое противоречие, физическое противоречие, веполи и так далее, была высокая мотивация, а так, конечно, это непросто.

Часть таких проблем, терминологических и содержательных, решены в ТРИЗ-педагогике.

Много инструментов ТРИЗ хорошо подошли к образовательному процессу школьников. Например, жизненные задачи, о которых можно поговорить на уроке, вызывают у детей больше мотивации, лучше запоминаемость, глубже понимание.

ТРИЗ-педагогика — это технология организации образовательного процесса на основе ТРИЗ.

Два направления триз-педагогики:

— работа с содержанием и организацией урока, чтобы дети лучше понимали и присваивали содержание, применяли для создания нового

— использование триз-педагогики в собственной практике учителя, организация собственного труда: мотивация детей, структура урока, проверка тетрадей, контрольные работы и тому подобное

В ТРИЗ-педагогике понятия и инструменты ТРИЗ адаптированы для развития мышления детей и взрослых.

Дети в школе психологические закрыты, нужно добиться их открытости. Одна из целей ТРИЗ-педагогики — чтобы ребенок захотел сам учиться.

 

 

(Открытые задачи как инструмент индивидуализации обучения детей.)

Сейчас поговорим об открытых задачах. Взрослые называют их проблемами — нужно что-то сделать, а конкретно, что и как — непонятно.

Давайте решим с вами небольшую задачу и сравним наши ответы  Х + 3 = 7. Чему равен Х? Сколько у вас получилось?

У меня тоже получилось 4. Мы с вами решили так называемую закрытую задачу. Но, как ни странно, во взрослой жизни таких задач встречается не так много, нам в основном встречаются маленькие и большие проблемы, которые мы должны решить. Для детей  мы их называем открытыми задачами.

 

 

Как с помощью открытых задач можно усилить индивидуализацию обучения ребенка? Каждая открытая задача в разных детях вызывает совершенно разные ассоциации. Со своим опытом, со своей точкой зрения каждый ребенок сможет установить индивидуальные связи с какими-то объектами.

Например, открытая задача. Как Саре Бернар на званом ужине превзойти свою соперницу?» Подумайте и предложите несколько идей.

Контрольный ответ:

Сара Бернар сама пришла в скромном платье, но взяла с собой служанку, одетую в лучшее платье с множеством драгоценностей.

 

Ребенок решает открытую задачу в меру своих возможностей, нет какой-то заданной планки, до которой он может не дотянуться.

Открытая задача может выступать также инструментом индивидуального тестирования ребенка, из процесса решения открытой задачи можно много узнать о ребенке.

Открытые задачи работают на более глубокое понимание и эффективное воспроизведение знаний, используя ресурсы самого ребенка, он сам легко запоминает, потому что связывает со своими образами. Мы даем ребенку привязку к его личной интерпретации и опыту в решаемой задаче и эмоциональную привязку знаний, что увеличивает его способность к воспроизведению этих знаний.

Из результатов решения открытой задачи педагог еще может понять индивидуальный уровень и индивидуальные особенности ребенка, на которые потом может опираться в дальнейшем обучении.

Сам педагог не должен при решении открытой задачи отрицать выводы или пресекать умозаключения ребенка при решении задачи. Нужно собирать эти данные, как это делать и зачем это нужно и для повышения качества обучения и для развития самого педагога, подробно будет представлено в статье В.Берковой «Инструменты ТРИЗ-педагогики для быстрого роста ценности учителя».

У меня есть такой образ для пояснения, что такое открытая задача как инструмент индивидуализации обучения. Педагог вывел ребенка в центр лесной полянки и потом смотрит, куда ребенок двигается: вправо, влево, назад, вперед и так далее. Кто заинтересовался растениями, кто-то букашками, кто-то деревом, кто-то солнцем. Но все дети, каждый через что-то свое, говорят про поляну. Ребенок выбирает для себя главное на ней и через это ее познает. Если это букашка, то потом и солнце привяжется к букашке, и трава, и дерево.

Кстати, так уже давно прокладывают пешеходные дорожки по паркам: сначала некоторое время смотрят, где люди ходят, где им удобнее, а только потом дорожки асфальтируют.

 

(Пример решения открытой задачи школьной тематики на основе инструмента “Идеальный конечный результат”.)

Мы предлагаем брать задачи, которые учитель уже использует для конкретного урока и превращать их в открытые задачи. Как это делать, подробно расскажем во второй лекции, сейчас я коротко опишу один из возможных вариантов.

Задача по физике: где нужно располагать морозильную камеру — вверху или внизу холодильника? Здесь подразумевается только один ответ — вверху или внизу — и его обоснование.

Давайте сделаем из этой задачи открытую, где мы даем простор ребенку в плане выбора возможного решения.

Например, открытая задача может звучать так: предложите и обоснуйте конструкции холодильников, в которых продукты могут сохраняться как можно дольше.

 

Находим идеальный конечный результат, чтобы что-то происходило само. Например, пусть продукты сами не портятся.

И возможные решения, часть из которых мы видим в современных холодильниках:

 

— морозилка вверху, чтобы холод сам спускался ниже в холодильную камеру;

— морозилка внизу, движение воздуха обеспечивается вентилятором

— вообще морозилки нет, холода нет, но нет кислорода для бактерий — гелиевый холодильник

— холодильник не нужен, потому что упаковка продуктов обеспечивает их надлежащее хранение при комнатной температуре.

 

По каждому решению можно обсудить их плюсы и минусы — вспомним игру “хорошо-плохо”.

Рассматривая процесс поиска решения такой открытой задачи, можно обсудить межпредметные связи, например, с биологией и химией: а почему портятся продукты, по разным ли причинам портятся, какой режим хранения оптимален для хранения каждого продукта и так далее. Или с математикой и информатикой — в современном умном холодильнике их много. Или менеджментом — холодильник сам заказывает нужные продукты, как бы изучая потребности тех, кто использует холодильник.

 

(Открытые задачи, связанные с развитием педагога.)

Кроме обучающих открытых задач, педагогу постоянно приходится решать открытые задачи, связанные с собственным развитием — это третья лекция нашего цикла и организацией учебного процесса.

Открытая задача для педагога — как ребенка, который не включен в урок, вовлечь в учебный процесс.

Или шумный класс, как сделать так, чтобы дети стали сосредоточенными. Решение каждой открытой задачи — это и развитие педагога, его осознанности. Или один и тот же урок будет по-разному проходить в разных классах.

Например, в одном классе сидят три вундеркинда, которые будут умничать и они постараются обесценить, все, что говорит учитель. Что делать, как учителю сохранить лицо? Одно из возможных решений этой открытой задачи — назначить их, чтобы они начали урок, зацепки дали, а дальше — беседа на тему урока и фиксирование главных вещей. А в другом классе таких вундеркиндов нет — другой сценарий урока.

 

АМО-репетиторство как инструмент развития и повышения доходов педагога.

Практически все инструменты обучения и собственного развития, о которых мы будем говорить, применимы и в практике репетиторства.

Репетитора, владеющего инструментами ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики и вместе с изучением школьной программы развивающего на ее базе мышление ребенка мы называем АМО-репетиторами. АМО расшифровывается как: активное мышление в обучении.

 

(Открытая задача школьной тематики с ответом на следующей лекции.)

Открытые задачи — они как мини-детективы. А теперь давайте решим открытую задачу, наверное, по истории, а может, и по обществознанию.

Открытая задача: Укротить аристократок

Во времена кардинала Ришелье среди французских аристократок стало модным самим, без кучера, управлять лошадиной упряжкой, да еще и с выпендрежем. Участились случаи столкновений упряжек и наездов на прохожих. Заставить женщин силой отказаться от крутых выездов невозможно — это уже было хорошо известно и во времена Ришелье.

Как кардиналу укротить аристократок?

 

Давайте вместе сформулируем идеальный конечный результат: что-то происходит само. Что может произойти само?

  • Дорога сама не дает разгоняться на карете.
  • Карета сама не может ехать быстро.
  • Аристократки сами перестают гонять на каретах.

Здесь сформулированы три варианта идеального конечного результата относительно разных объектов задачи: дороги, кареты, аристократок. Теперь нам нужно понять, как достигнуть икр — это и будет одним из решений задачи. Давайте возьмем икр “аристократки сами перестают гонять на каретах”. Как Ришелье может этого добиться? Первое, что приходит на ум: их можно наказывать каким то образом за такое катание. Однако здесь важен исторический контекст — Ришелье сам аристократ, это 17 век, как можно наказать графиню или маркизу? Другой вариант: сделать это не модным. А как это сделать? Но в целом уже есть общая идея решения. Скорее всего, вы найдете ответ в сети Интернет. Но подумайте сначала сами!

Комментировать