Открытые задачи как инструмент эффективного достижения целей

План статьи:

  1. Как согласованность упражнений с целями обучения влияет на эффективность урока.
  2. Открытые задачи как универсальное упражнение для достижения целей урока.
  3. Идеи для преобразования стандартной предметной задачи в открытую жизненную задачу.
  4. Целостный мир описывает целостная система знаний – один из принципов ТРИЗ-педагогики, который способствует развитию концептуального мышления педагога.
  5. Интеграция предметных областей, универсальный учитель – очевидное и вероятное.
  6. Баланс развития навыков низкого и высокого уровня через открытые задачи.
  7. Домашнее задание: как найти золотую середину.
  8. Дифференциация: как удовлетворить потребности каждого ученика в классе.
  9. Формирование активной жизненной позиции учащегося через решение открытых задач.
  10. Организация проектной деятельности с помощью инструментов ТРИЗ-педагогики.

 

Содержание статьи:

В начале своей педпрактики мне встретилась коллега, которая удивляла меня своей неутомимой энергией и зарядом бодрости, сохраняя их весь день. Я была моложе в 2 раза, но к концу рабочего дня соображала на автомате. Сейчас уже мне стало многое понятно в такой организации деятельности, которая не забирает силы, а их приумножает. Давайте разберемся, как это происходит с учителями.

 

  1. Как согласованность упражнений с целями обучения влияет на эффективность урока.

Начнем с известной фразы Пушкина «Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Смыслов у этой фразы много. Однако ясно одно, что как-то не очень организованно проходит этот процесс, нет цели и ясности в том пути, который называют образованием. Давайте начнем с малого, высокие материи будем затрагивать позже. Вспомните, учителя, как происходит подготовка к очередному уроку.

  • Одни достают план прошлых лет и, не отступая от него, «ведут» детей в мир знаний.
  • Другие смотрят на тему занятия и уже к ней подбирают теорию, задания, пытаясь хоть как-то оставить в головках детей информацию.
  • Третьи надеются на свое мастерство и выручалочку – экспромт.
  • И так далее.

Вот в этой череде подходов хочется обратить внимание еще на один стиль. Учитель, опираясь не столько на тему, сколько на цели обучения, определяет, что сможет достигнуть с детьми на уроке и как это проверит. Затем подбирает упражнения, которые смогут это «чудо» сотворить. Ведь наша программа просто перегружена целями, не только предметными, но и метапредметными, развивая критическое, творческое, системное и другие виды мышления.

Так все же почему наступает усталость даже после первого урока?

Ожидаемые результаты не совпадают с реальностью. Можно на это закрыть глаза, но внутреннее несогласие выматывает. Начинаем ссылаться на нехватку времени, лень учащихся и так далее.

А что происходит в случае педагогов, работающих по схеме: «ЦО-Критерии – упражнения»?

Они заранее планируют и мысленно моделируют возможности урока с помощью этой схемы, поэтому вполне подготовлены к возможным вариантам работы с детьми.

К этой схеме еще можно добавить дифференциацию, о которой мы будем говорить позже.

Более того, планку целей, которые можно достигнуть на уроке, легко поднять таким учителям.  Они не столько транслируют знания, сколько организуют так учащихся, что они сами добывают их и делают своими знаниями.

Мой опыт показал, что идеальным для этого инструментом являются открытые задачи.

 

  1. Открытые задачи как универсальное упражнение для достижения целей урока.

Это задачи, которые имеют сюжет, требуют поиска новых идей и ответов может быть несколько. Это могут быть задачи, основанные на жизненных ситуациях, а могут быть и фантазийные. В любом случае, детям они должны быть интересны и увлекательны, и межпредметные.

Несколько преимуществ использования открытых задач.

  • формирование творческого подхода к решению задач, развитие креативности
  • демонстрация практического применения изучаемых знаний
  • увеличение интереса к учебному предмету, мотивации к его изучению
  • включение в учебных процесс «выпавших» из него учеников, среди которых немало креативных, но потерявших интерес к академическому образованию детей

Объясню на конкретном примере из школьной программы.

Я взяла наугад произвольную задачу из учебника физики 7 класс раздел Кинематика. Такая же задача могла быть и в учебнике математики.

Поезд прошёл 400 км. В течение двух часов он двигался со скоростью 110 км/час, затем сделал остановку на 10 мин. Оставшуюся часть пути он шёл со скоростью 90 км/час. Какова средняя скорость поезда на всем пути?

Посмотрите на формулировку. Все ясно, даны входные данные и точно понятно, что нужно найти. Сильные ученики моментально потеряны для учителя, так как механические навыки подстановки их займут на минуту. Слабые учащиеся также потеряны, так как они не владеют навыками мысленного эксперимента, моделирования (собственно они поэтому и слабые, что не развито абстрактное мышление). Остается та часть дисциплинированных детей, которые привыкли подчиняться и усидчивости в них больше. Однако и для них остается закрытым развитие навыков высокого уровня, например, критическое мышление. Что же здесь анализировать, синтезировать, оценивать. Едет себе поезд и едет. Задача безликая, не за что зацепиться. Трудно включить воображение, запомнить урок и его содержание.

Таких задач безликих полно в учебниках. Как быть? Изменять их.

 

  1. Идеи для преобразования стандартной предметной задачи в открытую жизненную задачу.

Давайте рассмотрим этот же пример с поездом. Я оставила те же входные числовые данные. Однако включила фантазию детей через представление поездов будущего. Представьте себе, сколько личного опыта могут дети подключить при обсуждении задачи. Каждый представит свое и может поделиться. Главное, правильно организовать этот процесс. Здесь и дизайн, и туннели, и компьютерные системы, и безопасность. В общем, на каждую из сторон этой задачи найдутся дети, которые вовлекутся в неё. Причем охват 100%.

А что, если дети увлекутся образами, а не целью данной задачи – здесь, найти среднее значение?

Учителю нужно понимать, что не будет толку в решении, подставив в формулу данные, которые потом будут забыты. Другое дело, если учащиеся сами пришли к необходимости использования данной формулы. В нашей задаче дети прикидывают, как считать данные о скорости поезда, в какое время это делать, в какую программу они должны уйти и как там они будут обрабатываться, чтобы не случилось катастрофы. Думаю, такую задачку они уже не забудут.

Почему эта задача открытая?

Во-первых, ответов и решений много на этапе генерации идей о способе сбора, обработки данных поезда (и не только на этом этапе). Другой разговор, что ответ числовой будет однозначный. Но это цель низкого уровня, а мы с вами развиваем ученика будущего, умеющего рассуждать.

  1. Целостный мир описывает целостная система знаний – один из принципов ТРИЗ-педагогики, который способствует развитию концептуального мышления педагога.

Во-вторых, рассуждая дети сталкиваются с проблемами, которые касаются не только раздела Кинематика, но и с другими разделами физики. Более того, вопросы безопасности системы перевозок, использование искусственного интеллекта, конструкция туннеля и так далее представляют собой единое целое в таких системах. Эта задача соответствует этому принципу.

Но это еще не все требования к открытой задачи. Наличие противоречия – еще один из важных факторов.

Зачастую любая жизненная задача требует от учителя использования знаний из разных предметных областей.

 

  1. Интеграция предметных областей, универсальный учитель – очевидное и вероятное.

И это здорово, что учителю будет необходимо самому рассматривать такие задачи с очень несвойственных сторон для его предметной области.

Мы пытаемся грузить детей разными предметами в отдельности, но куда рациональнее облегчить им этот труд. В той школе для одарённых, где я работала до недавнего времени, нагрузка была просто ужасающей для детей и учителей. Но коллектив нашел несколько решений. Причем их поисками мы занимались с помощью инструментов ТРИЗ: ИКР (идеальный конечный результат) и противоречия. Для учителей это тоже открытые жизненные задачи.

Какие же решения были найдены?

Одно из них – общая задача для разных предметов или известная открытая задача с прошлых лет, но получившая свое развитие в текущем году.

Другая – работа с проектом и уроки ориентированы, чтобы решать вопросы по индивидуальному маршруту.

Например, задача на иллюстрации про жирафа. Посмотрите, сколько школьных предметов она затрагивает и два-три учителя вполне смогут договориться, чтобы глубже изучить с детьми эту тему. Заодно решить предметные задачи и достигнуть цели урока. И не нужно тратить время на погружение ребят в новую задачу, они уже в теме и есть основа для построения концепции изучаемого объекта.

Из личного опыта знаю, что такие задачи не позволяют решить на уроке большое количество других заданий. Как быть?

 

  1. Баланс развития навыков низкого и высокого уровня через открытые задачи.

Я часто наблюдаю за гонкой, которую устраивают учителя на своих уроках. Количество выполненных упражнений или решенных задач почему-то являются критерием оценивания детей. Однако охватить большое количество заданий за 45 минут урока можно только такие, которые развивают навыки низкого уровня. А хотелось бы, чтобы дети совершенствовали свои умения в навыках 21 века. Посмотрите на диаграмму. Холодные тона – это элементарные требования к результатам достижения на уроке. А как же быть с анализом, синтезом и оценкой? На это требуется время для обдумывания. Зачастую такие размышления над одной задачей // проблемой гораздо ценнее, чем количество упражнений за урок. А над чем думать в закрытой и скучной задачке на отработку навыков низкого уровня?

И вы не поверите, но даже на одной открытой задаче урока можно достигнуть всех поставленных целей. Эту задачу можно и нужно развивать, модифицировать во время урока, вытаскивая из ребят идеи, которые с одной стороны демонстрируют уровень ребенка, а с другой – позволяют опираться на них и повышать их уровень.

Большая проблема домашнего задания требует выполнения на уроке сходных упражнений, иначе еще больше времени уходит на него. Что делать в этом случае, как ТРИЗ-педагог?

 

  1. Домашнее задание: как найти золотую середину.

В моей практике встречались различные примеры решения такой проблемы. В ТРИЗ имеются приемы разрешения противоречий.

Как одно из них выглядит – посмотрите на экран.

О них я поговорю на примере проекта одной ученицы:

Тема: Домашнее задание: большое, но маленькое.

Проблема: Учителя задают на дом объемную и не интересную работу. Ученики выполняют домашнюю работу с неохотой.

Противоречия:

  • Домашнее задание должно быть интересным, чтобы мотивация была, но не должно быть интересным, чтобы учащиеся ответственно и серьезно выполняли его.
  • Работа должна быть объемной, чтобы больше знаний и умений получить, но не должна быть объемной, чтобы выполнить её за короткое время.

Решение проблемы:

1) Задавать домашнюю работу взаимосвязанными порциями, приводящими к большой цели. (Принцип дробления. Принцип обратной связи. Принцип матрешки)

2) Задание должно охватывать несколько школьных предметов. Одно задание – много оценок. (Принцип объединения. Принцип универсальности.)

Из проекта ученицы Гулим Б. 9 класс

 

Какие можно использовать приемы ТРИЗ?

Первый прием: Дробление.

Лично я основываюсь на проектной деятельности, когда учащиеся в качестве домашнего задания добавляют к своему проекту следующий модуль, его я и оцениваю. Главное дедлайны детям известны должны быть заранее.

Другой прием: Объединение.

Когда проект не подходит (уж очень разношерстные бывают темы – не выстроишь целостную систему), тогда договариваемся с учителями об общем домашнем задании, каждый свою часть проверяет. Например, учитель информатики проверяет базу данных, учитель другого предмета – содержание.

Но мне больше нравятся те решения, которые позволят каждому ученику с удовольствием делать домашнее задание, а это значит, оно должно касаться его лично.

В школе предусматривается индивидуальный подход к каждому. Однако классы слишком многочисленные и как практически это можно реализовать.

 

 

  1. Дифференциация: как удовлетворить потребности каждого ученика в классе.

Приглядитесь к этой карикатуре. Зачастую учителя находится в иллюзии, что дети внимательно их прослушали и все поняли. К сожалению, не достаточно услышать, записать, важно, чтобы материал урока стал частью ученика. А если он засыпает на уроке – это признак не вовлеченности.

 

 

 

Вот еще один слайд с картинкой, которая не очень нравится своей выпуклой проблемой. Такие разные ученики и одно задание – утопия на
этой карикатуре. А разве в жизни не так?

Вот и еще один аргумент в пользу открытых задач. Каждый ученик по-своему пропустит её через себя. Главное, учитель должен уважать любую идею, понимать и вникать в потребности детей, уметь разделять их на группы. Звучит очень затруднительно, правда? Однако при решении открытых задач сами дети решают свои проблемы, сами дети изучают материал и разбираются в нем, сами дети разделяются на группы и так далее.

Это очень похоже на ИКР – идеальный конечный результат, который формулируется в ТРИЗ по схеме «Сама система выполняет функцию без дополнительных ресурсов».

Нет нужды учителю излишне упираться формулировать различные задания, дети сами общую задачу прикладывают к себе и исследуют новую тему с большим интересом.

Дифференцированный подход к обучению помогает еще и развитию личность. Как жизненные ценности можно представить через открытые задачи?

  1. Формироование активной жизненной позиции учащегося через решение открытых задач.

Давайте рассмотрим еще две задачи, на примере которых я представлю открытые вопросы, которые позволяют учащимся постепенно учиться занимать активную жизненную позицию.

Ответственность…

Обучение всю жизнь …

Забота …

Думаю, на любом предмете можно решать любую из представленных задач. Учителя предметники сейчас уже увидели свою область применения. Но давайте посмотрим несколько предметов и образовательные цели, которые я взяла из ФГОС.

Математика …

География…

Информатика …

Русский язык…

ИЗО…

Это может перерасти в настоящий проект.

  1. Организация проектной деятельности с помощью инструментов ТРИЗ-педагогики.

На это и ориентирована система использования открытых задач на уроке. Из любого минипроекта урока может вырасти серьезная научная исследовательская, изобретательская работа.

В списке на иллюстрации некоторые темы проектов, которые дети в обязательном порядке развивают в течение года. Кажется, что они совершенно не связаны с учебными предметами. Но давайте возьмём любую из них, и вы увидите тесную связь с различными образовательными линиями.

Давайте про гараж: «Не ставить машину перед гаражом!»

А я вам на основе различных идей, найденных этим мальчиком (автором проекта), дам ответ.

  • Аэрографией изобразить на асфальте оптическую иллюзию.
  • Установить детектор (сенсор), определяющий поведение проезжающей машины и передающий сигнал на компьютер.

Эти проекты оцениваются по следующим критериям. Они не противоречат требованиям, которые предъявляются к отчетами и алгоритму работы с проектом в школе по рекомендации ФГОС.

Данная проектная деятельность может быть организована на дополнительном изучении инструментов ТРИЗ. На слайде вы можете по критериям оценивания понять, какие темы проходят дети пока работают над своими проектами. А что касается оценки, то кому как не самим детям она нужна. Эти баллы они чаще всего получают через самооценивание, а задача учителя помочь их получить.

Онлайн-школа Думалогия

Комментировать