Как развить в ребенке умение думать и размышлять

Как это ни странно, до сих пор бытует мнение, что невозможно научить ребенка думать. Он либо родился с выдающимися интеллектуальными способностями, и тогда учеба будет даваться ему без проблем, либо… не повезло. К счастью, это всего лишь миф. А правда в том, что творческое и критическое мышление являются навыками, которым дети, если для них создать подходящие условия, обучаются легко и радостно.

Почему дети не хотят думать?

На самом деле, познание мира, учеба и развитие – самый естественный процесс для детей. В них это заложено с рождения. Тогда как нежелание думать для ребенка является противоестественным. И вызвано, как правило, двумя причинами: ребенку либо страшно, либо скучно. А часто – и то и другое.

“Страшно” обычно идет из семьи – когда в отношениях с родителями не все в порядке, когда ребенок не чувствует, что он хороший для своих родителей, что его любят и принимают, боится родительского разочарования или гнева, ощущает себя отвергнутым и одиноким. Развиваться, доверять миру и познавать его в таких условиях ребенку очень сложно. В этом случае, как утверждают психологи, подобное тормозит интеллект, так как все силы своей психики ребенок тратит на совладание с тревогой.

Ребенок поворачивается к миру лицом и смело идет его исследовать только тогда, когда за свои отношения с родителями он спокоен. Хочется привести пронзительно точные слова канадского психолога Гордона Ньюфелда:

|Развитие происходит из точки покоя.

Первое, что родители должны обеспечить своему ребенку, чтобы он «захотел думать» ,- это спокойствие и уверенность в том, что его любят, и будут любить несмотря ни на что.

Теперь, что касается “скучно”. Давным-давно Сократ сказал: «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать». К сожалению, зачастую современная образовательная система работает, не следуя принципу Сократа. Упускается из виду, что накопление знаний – еще не есть развитие, а количество – еще не есть качество. Настоящее образование возможно лишь там, где стимулируется любознательность ученика и его исследовательский азарт. Когда ребенок не просто обладает каким-то количеством разрозненных, мертвых знаний, но, в первую очередь, понимает, как они связаны и как их можно применить на практике для решения конкретных задач.

Методика ТРИЗ. Почему в «Думалогии» дети думают с радостью?

Развитие и скука вещи несовместимые. Процесс развития начинается там, где правит интерес. Интерес – волшебный ключик, который запускает слаженную работу всех «шестеренок» мозга. Интерес в свою очередь появляется тогда, когда возникают эмоции. Очевидно, что их вызывают не прописные истины, продиктованные учителем, а любопытные и неожиданные вопросы, поломать голову над которыми – целое приключение. Если наша цель – воспитать думающего, развитого, самостоятельного и творческого человека, то необходимо строить процесс обучения так, чтобы он работал на уровне эмоционального восприятия ребенка, возбуждал интерес, который позволял бы ученику без труда сосредотачиваться на проблеме, легко включать воображение, свободно и креативно мыслить, решать задачи комплексно.

В прошлом веке о формировании творческой личности, развитии творческого воображения и мышления задумался советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Результатом его изысканий стала “Теория решения изобретательских задач” (ТРИЗ).

Школа “Думалогия” взяла за основу оригинальные методы и принципы ТРИЗ и создала свою уникальную систему, которая называется “5 шагов мысли”. Занимаясь по этой системе, дети учатся находить суть проблемы, смотреть на все с разных сторон (дождь — это хорошо, потому что…, дождь — это плохо, потому что…), перебирая всевозможные варианты решения, выявлять и разрешать противоречия (утюг должен быть горячим и холодным одновременно), свободно мыслить («Как спасти колобка от лисы?»). Маскируясь под веселую игру, ТРИЗ, адаптированный для детей, помогает формировать логику, развивает наглядно-образное, причинное, креативное мышление, воображение, память. У детей растет словарный запас, развиваются широта мышления и творческие способности.

Что важно, на наших занятиях ребенок учится решать реальные жизненные задачи, преодолевать застенчивость и замкнутость. Ребенок учится отстаивать свою точку зрения, полагаюсь полностью на свои силы.

На занятиях детям предлагается решать открытые задачи, которые соответствуют обыденным ситуациям и проблемам. Интерес к обучению подогревается тем, что, мы объясняем непростые вещи простыми словами.

Вдобавок, мы даем нашим ученикам понять, как эти знания могут пригодиться в реальной жизни. Например, знания из областей физики и химии помогают нам в быту — от жарки пищи на сковородке, до заделывания трещин в трубах. Иностранные языки перестают быть отвлеченным набором правил, слов и выражений и превращаются в живой инструмент, с помощью которого можно легко пообщаться с человеком из другой страны. Многочисленные сложные правила тригонгометрии начинают вызывать не страх, но уважение. К ребенку приходит осознание, что без них не было бы современных приборов: планшетов и смартфонов, компьютеров и «умной» бытовой техники. Дети начинают иначе относится к получению знаний в школе. В итоге дети приходят к выводу, что школьные знания могут пригодиться в реальной жизни.

Комментировать